Home Ukraine Украина — на русском Тема дня. "Мы в отчаянии": что происходит с активистами Одессе

Тема дня. "Мы в отчаянии": что происходит с активистами Одессе

194
0
SHARE

Десятки нападений в Одессе только за год, но их заказчики так и не названы. Пострадавшие подозревают, что к этому причастен мэр Труханов
Подозреваемые в покушении на лидера местной ячейки партии Сила людей Олега Михайлика – задержаны. С таким заявлением сегодня, на третий день после ранения активиста, выступило руководство одесской полиции. Друзья и коллеги Михайлика опасаются, что силовики решили повторить сценарий с делом Катерины Гандзюк, когда в СИЗО был отправлен человек, не имевший отношения к нападению. Тем более, что это уже далеко не первое покушение в Одесской области – а заказчики так и не названы.
С ЧЕГО НАЧАЛОСЬ. В Олега Михайлика выстрелили вечером 22 сентября возле его дома на улице Осипова, когда он возвращался из магазина домой. Пострадавшего доставили в Еврейскую больницу. Он потерял до полутора литров крови и ночью пережил клиническую смерть. “Состояние критическое, врачи работают. Надеемся, что есть шансы на спасение”, – сообщил его коллега Александр Солонтай. Через два дня начальник полиции Одесской области Дмитрий Головин озвучил пять версий, которые отрабатывает следствие. Первая связана с общественной деятельностью Олега. Вторая – с проблематикой вокруг стройки ЖК “Золотой берег”: он выступал с протестами как обманутый вкладчик. Третья версия строится вокруг противостояния Михайлика и новых владельцев авторынка “Успех”. Четвертая – личные отношения. И пятая – что покушение совершено неустановленными лицами из хулиганских побуждений.
Место покушения (фото – Евгений Мельников)
КАК РАЗВИВАЛОСЬ. Сегодня полиция задержала троих людей, которых назвала подозреваемыми в покушении на Михайлика. Все – граждане Грузии. Один из них, Герасин Торнике, был помещен в Еврейскую больницу – туда же, где находится Михайлик. К нему приезжал грузинский генконсул. По некоторым данным, он парализован после ДТП и является инвалидом первой группы. Второй задержанный – его водитель Манучар Варшанидзе. У него было изъято оружие (полиция считает, что из него сделан выстрел). Подозреваемые находились в одном автомобиле в районе, где стреляли в Михайлика, вечером 22 сентября. Брат Вашанидзе заявляет, что они находились на другой улице. Как рассказал Владимир Поярков, адвокат Герасина Торнике, его клиента “вычислили” по трафику мобильного телефона. У правоохранителей ему стало плохо, и мужчину госпитализировали. Оружия у него нет, свою причастность к покушению он отрицает.
Одесское издание Думская со ссылкой на источник в одесской полиции сообщило, что подозреваемый в нападении на одесского активиста Герасин Торнике – местный криминальный авторитет, “смотрящий” по поселку Котовского. “Два месяца назад Торнике устроил стрельбу на Балковской – стрелял по активисту Денису Карташову и его соратникам. Вот такой “парализованный”, – сказал собеседник издания.
Но друзья и знакомые Михайлика всерьез опасаются, что полиция пытается повторить в Одессе сценарий Екатерины Гандзюк – когда только отдельное расследование журналистов позволило добиться освобождения невиновного Новикова из СИЗО.
“Один из подозреваемых в нападении на Михайлика – инвалид первой группы. Он парализованный человек. У нас уже есть документы, подтверждающие его диагноз”, – рассказала LIGA.net знакомая Михайлика, одесская активистка Катерина Маденс.
Сразу после информация о задержании несколько коллег Михайлика приехали в больницу. Там уже находился консул Грузии и много представителей грузинской национальности, в том числе родственники подозреваемых. “А потом на место прибыл замначальника ГУНП Махотин вместе с бывшим “Беркутом”, спецотрядом больших мужчин в балаклавах. Началась потасовка. Кажется, они хотели вывезти из больницы этого подозреваемого, но им не давали. Влетело даже журналистам. Меня прижали к стене, я с синяками”, – говорит она.
Смотрите видео Покушение на Михайлика: в больнице произошла потасовка
“Мы очень хорошо знаем, как работает наша прокуратура и полиция. Эти люди способны на подлость. Способны на то, чтобы взять левых людей и на них все повесить”, – тоже сомневается в беседе с LIGA.net замглавы одесского Народного руха Алина Радченко.
К расследованию покушения на Михайлика у нее много вопросов: “Человек, которого подозревают, является инвалидом первой группы, есть документ. Пять лет назад он попал в ДТП и не может двигаться. И он подозревается в покушении на убийство”.
Активистов также смущает, что полиция сразу привязала найденное у Варшанидзе оружие с тем, из которого стреляли в Михайлика. Хотя пуля осталась в его теле, гильза не найдена. “Откуда они об этом знают? Уже провели экспертизу?” – интересуется Радченко.
Советник главы Нацполиции Одесской области Руслан Форостяк отказался отвечать на вопросы LIGA.net о подозреваемых: в их отношении пока действует “режим тишины”. Но прокурор Олег Жученко вечером заявил, что подозрения по поводу задержанных обоснованы. Все трое длительное время живут в Украине, в Одессе снимают квартиры. По месту проживания проведены обыски, у одного из фигурантов изъято оружие и доказательства. Сейчас правоохранители устанавливают связи задержанных, чтобы выйти на заказчика, заверил он.
ЧТО ДАЛЬШЕ. Активисты ведут параллельное расследование покушения на Михайлика. “Все активисты, журналисты сбрасывают нам информацию, могут даже не публиковать эксклюзивы, чтобы она осталась в тайне и дело было расследовано. Удалось снять часть записей с видеокамер наблюдения”, – говорит Катерина Маденс. По ее словам, цель – изучить все видео за вечер 22 сентября и за три дня до нападения по маршруту Олега, чтобы вычислить, кто за ним следил, какие автомобили за ним передвигались.
“Сам Олег ничего не помнит. Он даже не помнит, как он за несколько минут до выстрела звонил жене и разговаривал с ней. Он помнит только хлопок – и все, очнулся в больнице. Поэтому с показаниями Олега пока сложно все”, – объясняет она.
Читайте колонку по этой теме: Мы теряем Одессу
Дело не только в том, что участники расследования близко знают Олега и хотят найти виновных. “А в том, что любой из нас может попасть в такую ситуацию. За мной тоже не раз наблюдали, следили. И за меня вся семья переживает. Тут или мы, или они… Все пострадавшие активисты занимаются одной и той же деятельностью, понимаете? Борьбой с Трухановым. Всех нас объединяет это”, – отметила Маденс.
Она называет цифру: только с начала года в Одессе было совершено до 20 нападений. Заказчики – не названы. “Только кое-где исполнители, и хорошо, если реальные. Даже глупо это называть работой полиции. Это доводит нас до отчаяния”, – объясняет Катерина Маденс.
Алина Радченко вечером 11 сентября 2017 года шла по улице Канатной в центре Одессы. К ней сзади подбежал неизвестный и нанес ей сильный удар по голове.

Continue reading...