Истории врача, спасшего десятки тысяч жертв сексуального насилия на войне, и девушки, решившейся в одиночку выступить против ИГИЛ Истории врача, спасшего десятки тысяч жертв сексуального насилия на войне, и девушки, решившейся в одиночку выступить против ИГИЛ
Истории врача, спасшего десятки тысяч жертв сексуального насилия на войне, и девушки, решившейся в одиночку выступить против ИГИЛ
Норвежский Нобелевский комитет 5 октября огласил имена очередных обладателей Нобелевской премии мира. Ими стали конголезский врач-гинеколог, хирург Денис Муквеге и езидская активистка Надя Мурад. Они отмечены “за усилия по прекращению применения сексуального насилия в качестве оружия войны и вооруженного конфликта”.
“Оба лауреата внесли решающий вклад в привлечение внимания к таким военным преступлениям и борьбе с ними… Каждый из них по-своему помог улучшить видимость сексуального насилия во время войны, с целью привлечь к ответственности виновных”, – говорится в пресс-релизе Нобелевского комитета. Его члены также напомнили, что в этом году мир отмечает десятилетие с момента принятии резолюции ООН №1820, которая причислила сексуальное насилие в зоне вооруженного конфликта к военным преступлениям. “Денис Муквеге и Надя Мурад оба своей отважной борьбой против военных преступлений и за справедливость для жертв подвергли риску собственную личную безопасность. Таким образом, они содействовали братству наций посредством применения принципов международного права”, – подчеркивается в официальном сообщении по поводу их награждения.
Во время пресс-конференции глава комитета, адвокат Берит Райсс-Андерсен отметила, что решение Нобелевского комитета не связано с ростом и влиянием движения Me Too, поскольку касается насилия совершенного в военное время. Эта проблема так же не нова, как и бытовое сексуальное насилие, и так же требует отдельного внимания.
Рассказываем, кто такие Денис Муквеге и Надя Мурад, и какими поступками они заслужили высокую награду.
Денис Мукенгере Муквеге родился 1 марта 1955 года в городе Букаву на территории бельгийской колонии, которая сейчас входит в состав независимой Демократической Республики Конго. Он был третьим из девяти детей пастора-пятидесятника, который работал в шведской миссии. В задачи отца Муквеге входило посещение больных людей. Насмотревшись на их страдания, Денис еще в детстве решил стать врачом, чтобы не только молитвой, но и делом помогать лечить болезни.
Первую медицинскую специальность – педиатрия – начинающий врач получил в соседнем Бурунди, после чего поступил на работу в христианский госпиталь небольшого городка Лемер. Молодого медика шокировало, сколько женщин сталкивались с послеродовыми осложнениями, которых легко можно было бы избежать, получи они вовремя квалифицированную помощь. Это побудило Муквеге отправиться во Францию, чтобы в течение пяти лет (1984-1989 гг.) получить образование акушера-гинеколога.
В 1989 году Муквеге вернулся на родину и практически с нуля создал в Лемере службу акушерства и гинекологии. Работать с пострадавшими от военных действий он начал в 1994 году, когда из соседней Руанды от геноцида против народа тутси начали массово бежать люди. Спустя два года в больницу, где работал Муквеге, проникли вооруженные люди народа хуту, организовавшего кровавую бойню в Руанде, разрушили ее и убили 35 пациентов прямо в кроватях. 35-летнему медику пришлось бежать в свой родной город, спрятавшись в багажнике автомобиля.
Даже под угрозой расправы отказываться от профессии Муквеге не стал и открыл в Букаву новое лечебное учреждение, больше напоминавшее полевой госпиталь, чем стационарную больницу – пациентов принимали и лечили в палатках. Спустя два года практику доктора снова уничтожили, сравняв с землей. Но в 1999 году, собрав денег в том числе за счет благотворителей, Муквеге снова начал все с нуля. Лечебное учреждение, которое он построил и возглавил, получило название больница Панзи. Именно здесь ее основатель впервые вплотную столкнулся с жертвами сексуального насилия, присущего военному времени. “После того, как их насиловали, им стреляли в гениталии и бедра”, – так описывал состояние своих пациенток Муквеге в интервью Би-Би-Си . “Я думал, что это такой варварский акт войны, но настоящий шок я испытал… когда 45 женщин обратились к нам с одинаковой историей: “Люди пришли в мою деревню, изнасиловали меня и пытали”. Некоторые приходили с ожогами. Они рассказывали, что после изнасилования им в гениталии заливали химикаты”, – рассказывал врач.
Именно тогда Муквеге запустил в своей больнице специальную программу для жертв сексуального насилия военного времени. Первыми с пациентками общались психологи, которые выясняли, готовы ли женщины к осмотру и процедурам, не будет ли это для них слишком травматично вследствие пережитого. После всех необходимых медицинских манипуляций женщинам давали еду и одежду, потому что многие бежали от войны, бросив буквально все. “Мы должны были накормить их, позаботиться о них. После того, как они выходили от нас, они снова могли оказаться в уязвимом положении. Поэтому мы стали помогать им на социально-экономическом уровне. Например, помогали женщинам развивать новые навыки, возвращали девочек в школы”, – рассказывал Муквеге. Пациенткам предоставляли и юридическую помощь, сопровождая их дела в судах.
Параллельно с непосредственной гуманитарной работой врач начал кампанию в СМИ. Он давал интервью, в которых рассказывал о совершенных вооруженными людьми зверствах, выступал за расширение присутствия миротворцев ООН в регионе, вел разъяснительную работу. К 2013 году имя Муквеге стало известным далеко за пределами Конго, сам он, несмотря на угрозы в свой адрес выступил в ООН, а в его больнице успели сделать операции более чем 40 тысячам пациенток. К слову, в медучреждении более половины коек оставались зарезервированы за жертвами сексуального насилия, а руководитель больницы продолжал всеми способами привлекать средства, чтобы помогать самым бедным пациентам бесплатно.
В 2014 году Муквеге получил от Европарламента премию имени Сахарова и 50 тысяч евро, которые пустил на расширение своей программы помощи. Выступая на церемонии вручения награды, медик сказал: “Женские тела стали настоящим полем боя, изнасилование используется как инструмент войны. Это пагубно сказывается на всем обществе. Семья как его ячейка гибнет, разрушается социальная ткань. Население обращают в рабство или вынуждают бежать, экономика страдает от милитаризации. Единичный случай изнасилования — сам по себе серьезен и требует всех нас предпринять действия; в моей стране — сотни тысяч изнасилованных женщин. Мы слишком долго и слишком много энергии потратили на исправление последствий насилия, теперь настало время заняться его причинами”.
Девизом доктора Дениса Муквеге остается фраза: “Справедливость – дело каждого”.
Надя Мурад появилась на свет в 1993 году на севере Ирака в деревне Кочо, что недалеко от города Синджар. В ее семье было 10 детей – 8 мальчиков и 2 девочки. Мурады, как и все их односельчане, были представителями езидской народности.
Стоит отдельно пояснить, что езиды – это субэтнос курдов, представители которого исповедуют особый вид персидского зороастризма – езидизм.
Home
Ukraine
Украина — на русском Кто такие Денис Муквеге и Надя Мурад, которых отметили Нобелевской премией мира