Home Ukraine Украина — на русском Не до смеха. 30 вызовов для нового президента Владимира Зеленского

Не до смеха. 30 вызовов для нового президента Владимира Зеленского

243
0
SHARE

Главе государства предстоит ответить на массу сложнейших вызовов. 30 первоочередных представляет Фокус Не до смеха. 30 вызовов для нового президента Владимира Зеленского. Политика. ФОКУС
Совсем недавно его называли клоуном, комиком и шоуменом, а теперь Владимир Зеленский — новоизбранный президент Украины. Его победу еще до оглашения официальных результатов признал действующий глава государства Петр Порошенко, пообещав в случае необходимости помогать оппоненту. Зеленский к предложению отнесся сдержанно, заявив, что “готов обратиться к Петру Алексеевичу, когда понадобится помощь”. В то же время будущий глава государства подчерк­нул, что ему очень хочется попробовать что-то сделать новыми силами.
Зеленского успели поздравить многие мировые лидеры, в числе которых президент США Дональд Трамп, канцлер Германии Ангела Меркель, президент Франции Эммануэль Макрон, а также премьер-министр Великобритании Тереза Мэй. Все они рассчитывают на тесное сотрудничество с новым президентом, обещая поддержку Украине.
Сейчас для Владимира Зеленского главное — не растерять доверие, оказанное ему украинским народом. Для этого придется учиться. Быстро, решительно и на отлично. В противном случае под прессом внешних и внутренних проблем новый президент рискует утратить равновесие и затеряться в тени украинских и зарубежных политических тяжеловесов. Чтобы этого не произошло, главе государства предстоит ответить на массу сложнейших вызовов. 30 первоочередных представляет Фокус. И хотя решение многих из них напрямую не зависит от президента, именно с Владимиром Зеленским как будущим гарантом Конституции избиратели связывают надежды на изменения в стране. Воли к победе, как показали выборы, ему не занимать. Осталось доказать, что та же воля присутствует в борьбе с коррупцией, действиях по прекращению войны на Донбассе и реализации системных реформ. Доказать и себе, и людям.
Возросшая за последние пять лет боеспособность украинской армии — факт неоспоримый. Но проблема в том, что нынешняя боеспособность ограничена рамками лишь наземного компонента Вооруженных сил Украины. Между тем для противостояния полномасштабному наступлению России, угроза которого по-прежнему существует, Украине необходимы мощные военно-морские силы и противоракетная оборона. И это один из ключевых вызовов в сфере безопасности и обороны для нового президента.
Еще один хронический недуг армии — дефицит кадров, который необходимо решать в том числе с помощью повышения денежного обеспечения военнослужащих. Впрочем, в финансы упираются практически все армейские проблемы. Если новый глава государства не собирается менять внешнеполитический курс и не планирует сворачивать противодействие российской агрессии, ему придется продолжить перевод армии на стандарты НАТО. На выполнение этих задач, по минимальным подсчетам, нужны 10% ВВП. “Если посчитать финансовые траты, необходимые для строительства эффективных ВМС, противоракетной и противовоздушной обороны, ракетного компонента, авиации, то речь может идти о десятках миллиардов долларов”, — отмечает Михаил Самусь, замдиректора Центра исследований армии, конверсии и разоружения. Единственный путь снижения процентного соотношения трат на оборону к ВВП — быстрый рост экономики.
Согласно социологическим опросам, более 60% украинцев считают прекращение войны на Донбассе проблемой номер один. Перед новой властью стоит чрезвычайно сложная задача — достичь мира, предложив такой перечень компромиссов, который не приведет к потере суверенитета над временно оккупированными территориями и не загонит Украину в капкан, уготованный РФ, лоббирующей автономный статус ОРДЛО.
Если команда Зеленского согласится на двухсторонние переговоры с Москвой, это будет сигнализировать о поражении Украины в войне. В интересах независимой Украины — перезагрузка Минского процесса, который в последние полгода дает нулевой результат, и расширение его за счет других влиятельных западных партнеров, возможно, Британии и США, как заявлял на днях советник Зеленского Дмитрий Разумков.
Другой путь — поиск нового формата международных переговоров при участии РФ, в котором будет обсуждаться введение миротворческих сил ООН на Донбасс. Очень важно в повестку дня таких переговоров внести вопрос Крыма. ЕС, Канада, США и другие страны Запада ввели санкции против РФ в ответ на оккупацию украинского полуострова, но тема его возврата до сих пор не стала предметом обсуждения ни в Минске, ни в “нормандском формате”. Москва категорически отказывается говорить на эту тему, настаивая на том, что Крым принадлежит России и это не подлежит обсуждению. Задача Киева, которую не удалось решить при президенте Порошенко, — сделать крымский вопрос темой международных переговоров.
Спецпредставитель Государственного департамента США по делам Украины Курт Волкер заявил, что поддерживает прямой диалог Владимира Зеленского и президента России Владимира Путина. “Украина и Россия должны вести прямые переговоры, поэтому я считаю, что его желание поговорить с Путиным — это хорошо, а не плохо”, — сказал Волкер.
Cудя по всему, в Кремле потирают руки, готовясь воспользоваться политической неопытностью новоизбранного президента Украины. И делают все, чтобы максимально подготовиться к переговорам. Об этом свидетельствуют российские санкции, введенные в последние дни: запрет на поставки в Украину нефтепродуктов, угля, а также на покупку труб. РФ создала ситуацию, в которой Зеленский вынужден идти на кулуарные договоренности либо с украинскими олигархами, либо с Путиным. И то, и другое чревато для него репутационными потерями. “Линейных, простых выходов из расставленной ловушки нет”, — убежден эксперт Украинского института будущего Игорь Тышкевич. Однако эффективные меры, лежащие вне привычной системы взаимодействия, считает он, могут не только решить проблему, но и сделать Зеленского сильнее. Иными словами, создать Зеленского-политика.
Представители команды Зеленского еще до его победы на выборах заявляли о том, что реформа судебной системы при президенте Порошенко во многом была имитацией перемен, и обещали перезапустить ее.
Действительно, ожидаемого обществом обновления судейского корпуса не произошло. За три года с начала работы Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС) лишить мантий удалось только 15 служителей Фемиды из трех тысяч, прошедших оценивание. В новые суды попали старые кадры, в добропорядочности которых у общественности большие сомнения.
К тому же, даже запустив реформу, в Администрации президента пытались сформировать лояльный власти, готовый выполнять заказы “сверху” судейский корпус.
Новый президент может инициировать повторную проверку всех признанных недоброчестными судей и переформатирование ВККС и Высшего совета правосудия, отвечающих за набор судей, введя в их состав общественность или международных экспертов. Но его главная задача — не поддаться искушению попытаться установить контроль над третьей ветвью власти.
Близкий к Путину Виктор Медведчук на днях ретранслировал предложения РФ новому президенту Украины: автономия ОРДЛО в обмен на дешевый газ и российские инвестиции. Бонус — освобождение 24 моряков.
Путин недвусмысленно дал понять, что военнопленные и узники совести — предмет политического торга и что от сговорчивости Зеленского зависит, останутся моряки, Сенцов, Балух, Гриб, Карпюк и другие за решеткой или будут помилованы хозяином Кремля. Это самый сложный и самый подлый вопрос на нынешнем этапе украинско-российских взаимоотношений. По данным правозащитных организаций, в тюрьмах и подвалах ОРДЛО томятся около 120 украинских граждан. Еще 61 человек находится в неволе на территории РФ и 34 — в оккупированном Крыму.
Все пять лет войны переговоры об их освобождении велись в рамках Минской трехсторонней переговорной группы и “нормандского формата”. Но системности в решении вопроса до сих пор не было.
Накануне президентских выборов в АП подготовили документы для создания Координационного совета по вопросам освобождения заложников. Если новый президент решит воспользоваться наработками своего предшественника и создаст такую структуру, то очень многое будет зависеть от состава данного совета и стратегии его деятельности.
Персонально перед Владимиром Зеленским стоит непростая задача: продемонстрировать на международной арене свою компетентность в дипломатии и вопросах мировой политики, научиться говорить на равных с лидерами других государств, политическими “тяжеловесами”.
От того, насколько успешно новый президент справится с этим вызовом, зависит решение внешнеполитических задач Украины, таких как диалог с РФ с помощью международных посредников, реструктуризация долга МВФ (особенно если ПриватБанк выведут из госсобственности), улучшение двусторонних отношений с Польшей, Венгрией и пр. Новой украинской власти необходимо будет определиться с ценностными ориентирами, от которых зависит, станет она продвигать страну в направлении ЕС и НАТО или же евроантлантическая интеграция останется декларацией, лишь зафиксированной в Конституции.
Не менее важная задача — реформировать дипломати­ческую службу и модернизировать заскорузлую схему работы Министерства иностранных дел. “Она должна измениться с отраслевой на функциональную. Ее содержание должно укладываться в три шага: концепция — стратегия — план действий”, — считает бывший представитель Украины в ЕС Андрей Веселовский. По его мнению, присоединение Украины к ЕС и НАТО — только часть внешнеполитической концепции, ведь современный мир шире и сложнее, его надо понять, осмыслить и найти наши, украинские интересы.
Украина — парламентско-президентская республика, в которой кандидатуру премьер-министра выдвигает коалиция, а президент лишь вносит ее на рассмотрения ВР. Поэтому даже при условии, что Владимир Зеленский найдет общий язык с депутатами, он сможет сменить лишь двух членов Кабмина по своей квоте: министра иностранных дел и главу Минобороны. Остальные, скорее всего, останутся на своих местах до парламентских выборов.
Зеленский уже заявил о готовности сотрудничать с премьер-министром Владимиром Гройсманом, который, в свою очередь, выразил желание работать при новом президенте. Сложится ли у них партнерство? Сказать трудно. Но, по крайней мере, у Гройсмана для этого есть весомые аргументы. Без одобрения Кабмина президент не может назначать и увольнять глав местных государственных администраций. В его компетенции лишь отменить их решения в случае несоответствия Конституции.
Cила или слабость нового президента в значительной мере будут определяться степенью его контроля над ситуацией в правоохранительных органах. Опытная Юлия Тимошенко дала совет политику-неофиту в первую очередь поменять руководителей силовых ведомств: СБУ, ГПУ, Минобороны. Странным образом в этом списке не оказалось министра внутренних дел. Судя по всему, у нынешнего главы МВД Арсена Авакова немалые шансы сохранить свой пост. Что же касается генпрокурора Юрия Луценко, то Зеленский заявил о намерении отправить его в отставку. Для этого, правда, необходимо собрать достаточное количество голосов в Верховной Раде, а также найти достойную замену Луценко. Поговаривают, что в команде нового президента развернулась борьба за пост главы ГПУ.
Кроме кадровой проблемы перед новым главой государства стоит задача реформировать СБУ в соответствии с законом об этой службе, который не реализован, а также заняться корректировкой реформы полиции, в полной мене не принесшей результатов, ожидаемых обществом.
В команде Зеленского не раз говорили о том, что мечтают создать парламентское большинство, как у французского президента Эммануэля Макрона. В 2017 году, через месяц после победы действующего главы Франции, состоялись парламентские выборы, где его партия победила с огромным преимуществом.
В Украине выборы в ВР назначены на осень, а это означает, что новому президенту еще полгода придется работать со старым парламентом. Однако кроме плана А, предполагающего налаживание сотрудничества главы государства с Радой, у команды Зеленского существует план Б, сводящийся к роспуску парламента и досрочным выборам.
Для воплощения первого сценария новому президенту необходимо сформировать в законодательном органе большинство в свою поддержку. Тогда он сможет реализовать предвыборные обещания: снять с судей и депутатов неприкосновенность, инициировать закон об импичменте, назначить глав ГПУ и СБУ, а также министров обороны и внутренних дел.
Если же договориться не удастся, возможны два варианта. Зеленскому придется либо идти на конфронтацию, ветируя принимаемые Радой законы и возвращая их на доработку, либо распускать парламент в самые короткие сроки — до 27 мая, ссылаясь на отсутствие коалиции.

Continue reading...