NV рассказывает истории погибших предпринимателя, бухгалтера и волонтера Красного Креста, которые помогали жителям Херсонской области
Предпринимателя Антона Кушнира убил российский снайпер, когда он эвакуировал гражданских в Херсонской области. Волонтер Красного Креста Виктория Ярышко погибла, раздавая в Херсоне гуманитарную помощь, — в это время российская армия обстреляла город. Бухгалтера Сергея Федоренко, который помогал жителям Новой Каховки, оккупанты похитили и запытали до смерти. Журналист Андрей Соков рассказывает о людях, которые в условиях давления и террора помогали другим.
Текст подготовлен платформой памяти Мемориал, которая рассказывает истории убитых Россией гражданских и погибших украинских военных, специально для NV. Чтобы сообщить данные о потерях Украины, заполните формы: для погибших военных и гражданских жертв.
47-летний Антон Кушнир родился в России, более 20 лет жил в Украине, имел вид на жительство, но так и не получил гражданство. Он был известным бизнесменом в Херсоне, основал ряд предприятий, работал директором автосалона. Один из его проектов объединил путешественников юга Украины вокруг поездок за рубеж на автомобилях.
В свободное время Антон увлекался кайтсерфингом — катанием по воде на доске с воздушным змеем в руках. Вместе с коллегами устраивал фестивали и мечтал организовать международные соревнования по кайтсерфингу, ведь курорты Херсонщины — Скадовск и Арабатская Стрелка — словно созданы для этого.
Из-за травмы колена, полученного во время занятий кайтсерфингом, 24 февраля 2022 года Антон встретил в киевской больнице. Когда коллега позвонил по телефону и сообщил о ситуации в области, мужчина ответил, что несмотря ни на что будет возвращаться. Дома были жена Людмила, дочери Ульяна, Ольга и Вера и сын Федор. Не дождавшись операции на колене, предприниматель отправился обратно в Херсон — добрался до города на автомобиле с попутчиком.
Бизнес-партнер Антона, депутат горсовета Иван Бебко вспоминает: они заранее обсуждали, кто чем будет заниматься, если начнется полномасштабная война. Антон еще тогда говорил, что станет волонтером.
Добравшись до Херсона вечером 24 февраля, он обошел всех соседей на центральной улице. Сказал, что нужно объединяться, чтобы помогать друг другу. Жена Людмила говорит: Антон понимал, как поступать в таких ситуациях, поскольку у него было военное образование. Соседи тогда же создали что-то вроде муниципальной стражи и начали дежурство. У кого было оружие — брали с собой.
Тем временем по городу начала распространяться паника — возник дефицит лекарств и продуктов питания. В начале марта без электроснабжения осталась птицефабрика в Чернобаевке, одна из самых больших в Европе. Там были запасы мяса и яиц, которые могли хотя бы частично помочь разрешить кризис с продовольствием в городе, однако, из-за страха попасть под обстрелы почти все водители отказывались ехать туда. Антон Кушнир отважился и привез землякам яйца и курятину — продукты раздал людям.
В городе из-за отсутствия сырья прекратил работать маслозавод. Прежде молоко подвозили с левого берега Днепра через Антоновский мост. Но после повреждения дорожного полотна оккупанты закрыли проезд. Антон встретился с руководством завода и попросил в аренду молоковоз.
«Водители боялись ехать к фермерам, но муж сказал, что нашел добровольца, — вспоминает Людмила Кушнир. — Как оказалось, соврал нам и сам сел за руль, хотя у него не было ни нужной водительской категории, ни опыта управления такой машиной».
Под Херсоном Антон отыскал фермерское хозяйство, которое согласилось поставлять молоко на маслозавод. Сам протестировал безопасный маршрут доставки сырья, а затем передал его другим водителям.
Партнеры Антона по бизнесу почти сразу после вторжения российской армии организовали склады с продовольствием и медикаментами в Николаеве и Запорожье. Антон вывозил туда желающих эвакуироваться, а в Херсон возвращался с продовольствием и медикаментами — например, с инсулином, которого в городе уже не было. Препарат передавал херсонским больницам имени Лучанского и Карабелеша.
Дорога до Николаева пролегала через Снегиревку. Каждый раз нужно было проезжать российские блокпосты, которые размещались через каждые несколько километров. Поэтому обычно поездки длились трое-четверо суток.
Антона неоднократно проверяли, тщательно осматривали машину, но не задерживали. Вероятно, из-за того, что у него был российский паспорт.
В апреле 2022 года Антоном стали интересоваться представители ФСБ, говорит его жена. Детей супруги решили вывезти в Одессу, а сами оставались в Херсоне.
«Антону говорили: ты же можешь выехать куда угодно, ко всему еще и многодетный отец, — рассказывает Людмила Кушнир.
Home
Ukraine
Украина — на русском «Дотянуть до освобождения из оккупации». Три истории волонтеров, погибших в Херсонской области