Нападение на ромский лагерь под Львовом стало наиболее резонансным проявлением агрессивной ксенофобии с начала года — в результате погиб мужчина, а 10-летний ребенок, беременная женщина и еще один мужчина в тяжелом состоянии попали в больницу
Нападение на ромский лагерь под Львовом стало наиболее резонансным проявлением агрессивной ксенофобии с начала года — в результате погиб мужчина, а 10-летний ребенок, беременная женщина и еще один мужчина в тяжелом состоянии попали в больницу. Одновременно это нападение резюмирует более ранние атаки на лагеря ромов — апрельскую, совершенную бойцами С14 в Киеве, и нападения радикалов на ромов в Одессе. «Вести» выяснили подробности и узнали, кто и почему напал на ромов.
Нападение случилось около полуночи 23 июня. В таборе жило 15 человек из Закарпатья — большинство приехало во Львов накануне в поисках работы. Главное занятие — сбор макулатуры и металла: в иерархии ромов такие занимают низшую ступень, их называют «мурахами».
Сами потерпевшие утверждают, что нападали до 10 человек, с ножами и молотками. «Нападали, по сути, школьники, им по 15–16 лет, участники радикальной группировки — у них раньше уже были похожие акции с наркозависимыми и бездомными», — рассказал «Вестям» Николай Юрченко, глава Львовской городской организации ромов «Тернипе». По его словам, табору попросту повезло: полицию вызвал местный житель, случайно оказавшийся рядом. «Не позвонил бы — жертв было бы куда больше», — убежден Юрченко.
В главке Нацполиции области «Вестям» рассказали, что нападавшие носили маски, были вооружены холодным оружием. «Один человек погиб (24-летний житель Закарпатья Давид Пап – Авт.), еще четверо травмированы, среди них десятилетний ребенок», — уточнили в Нацполиции (резаные раны мальчику и его матери обработали, их уже отпустили из больницы).
Семерых нападавших задержали на месте, и еще пятеро — в процессе отработки. Руководитель Нацполиции Львовской области Валерий Середа подтвердил, что почти все они учащиеся львовских школ (еще двое — студенты ПТУ и лицея). «У нападавших был четкий план погрома лагеря ромов, они заранее обозначили свои позиции и задание для каждого», — добавили в полиции.
Нападавшие школьники вчера ожидали избрания меры пресечения в райотделе и давали показания в присутствии родителей. Всем им вручили подозрения, тем, кто участвовал в событиях, грозит до 15 лет лишения свободы.
Атаку под Львовом, по словам инспектора Управления по соблюдению прав человека Нацполиции Оксаны Сангурской, организовал 20-летний молодой человек. «Вести» выяснили, что им был львовянин Андрей Тычка, бывший студент Львовского колледжа индустрии моды.
В своем резюме на одном из сайтов по поиску работы он указал всего одну свою должность (комплектующий товара в торговом зале) и указал требуемый уровень зарплаты — 6 тыс. грн. «Ребенком он был тихим, даже покладистым. Волонтерил, принимал участие в Майдане, ездил в Киев. Учился, правда, на троечки, но на занятия ходил. А воспитывался без отца: его мать работала уборщицей и жаловалась, что родитель не участвует в воспитании сына, — рассказала «Вестям» директор колледжа Неля Креденец. — Мы были шокированы, узнав, что он организовал избиение — на него это очень не похоже. Кто—то еще явно должен был все это организовывать».
Большинство задержанных уже признало свою принадлежность к организации «Твереза і зла молодь». На ее логотипе — перекрещенные бейсбольные биты и хоккейная вратарская маска. Кроме того, эта организация использовала символику ультраправой националистической организации Misanthropic Division — она появилась в конце 2013 года, ее члены принимали участие в Майдане, а ее представительства есть во всех крупных городах Украины. В Киеве «отметились» в ряде провокаций, в частности, осквернении «Меноры», установленной в Бабьем Яру. У львовской группировки «трезвой молодежи» был свой канал на сервисе YouTube с названием Lemberg Jugend (после нападения его переименовали).
«В происшедшем есть признак манипулирования извне, ведь группа с тем же названием, «Трезвая и злая молодежь», активна в РФ — это явно «звоночек» для спецслужб, — сказал «Вестям» правозащитник Михаил Чаплыга. — Происшедшее — попытка нарушить монополию власти на насилие и, хуже того, провал тех хороших законов, которые были приняты для интеграции ромского населения».
Спецслужбы, кстати, за «русскую нить» ухватились сразу же. «За этим может стоять Россия. Несколько дней назад мы предотвратили теракт в Харькове. Это может делаться для разжигания межнациональной вражды», — сообщил глава СБУ Василий Грицак.
Происшедшее вызвало бурное обсуждение и целый ряд рефлексий — от либеральных и осуждающих (волонтер Юрий Касьянов, близкий к Банковой, уличил нападавших в «обыкновенном фашизме») до радикальных: «Все нелегалы, включительно с цыганами, должны быть депортированы из Украины без каких-либо решений суда, автоматически», — написал в «Фейсбуке» нардеп от РПЛ Игорь Мосийчук. В этом предложении он усмотрел «единственный путь для защиты украинцев» и предотвращения трагедий, подобных львовской.
«На деле, большинство ромов — граждане Украины, и выдворить их ни у кого нет ни малейшего права. Правда, у многих из них нет паспортов, — рассказал «Вестям» глава Ромского совета Украины Юрий Иваненко. — В том, что произошло, мы усматриваем попытку завоевать «дешевый авторитет», поспекулировать на ромском вопросе и нарушить баланс в обществе, расколов его».
Проблему ромов Иваненко усматривает в дезорганизованности: у народности нет лидеров, а миграция из Закарпатья, где сосредоточено более 60 тыс. ромского населения, в Киев и Львов (куда проще добраться) провоцирует столкновения. «Мы не раз пытались искать компромисс с местными властями, мэрами, губернаторами. Предлагали поселить наших людей в бараки, закрытые дома отдыха, создать для них биржу труда — мы ведь работящие люди, — но каждый раз сталкивались с игнором: никому не нужны ромы даже в качестве рабочих. К тому же, нам очень сложно попасть во власть», — заключил Иваненко.
На Закарпатье, где ромское население живет с XVI века, местные сотрудничают с ними давно. «У меня учатся студенты ромской национальности — они социализированны. Но в их интеграции в общество не заинтересованы сами руководители ромских общин: у них на руках паспорта всего табора, они получают выплаты по рождению детей и суммы за голоса на выборах, например, — открыл карты профессор Ужгородского госуниверситета Федор Шандор. — Во власть ромы не идут не потому, что не хотят, — просто удобнее сразу брать деньгами, нежели получать представительство в местной власти».
С украинской власти, игнорирующей вопрос, ответственность также не снимается. «Взять хотя бы вопрос нападения С14 на ромов в апреле. К ромам должны были прийти представители полиции, объяснить, что в заповедной зоне стоять нельзя и предложить альтернативное место.