Несмотря на введение военного положения в Украине, наши моряки, захваченные Россией, до сих пор находятся в неволе. Как освободить их из плена разбирался “Апостроф”.
В Керченском проливе 25 ноября российские корабли напали на группу украинских военных кораблей. В результате российской агрессии 24 украинских моряка попали в плен. Инцидент получил беспрецедентный резонанс: в 10 областях Украины было введено военное положение, однако наши моряки до сих пор находятся в неволе, при этом Москва не считает их военнопленными. Существуют ли международные механизмы, способные помочь освободить узников Кремля, разбирался “Апостроф”.
На данный момент 21 украинский моряк находится в заключении в московском СИЗО “Лефортово”. Еще трое военнослужащих, получивших ранения вследствие российского морского нападения, содержатся в медсанчасти СИЗО “Матросская тишина”. Все они арестованы судом Симферополя до 25 января. Российская Фемида инкриминирует украинцам незаконное пересечение государственной границы. По российскому законодательству за такое преступление суд может дать до 6 лет лишения свободы.
Точных данных об условиях содержания пленных в “Лефортово” и “Матросской тишине” нет. Правда, российский омбудсмен Татьяна Москалькова сообщила своей украинской коллеге Людмиле Денисовой, что жалоб как здоровые, так и раненные моряки, не имеют. Но эту информацию стоило бы делить на два.
Традиционно, ситуация с пленными украинскими моряками, “глубоко взволновала” Запад. Так, главы МИД “Большой семерки” сделали совместное заявление, в котором потребовали от РФ отпустить украинцев. Председатель Евросовета Дональд Туск спрогнозировал, что в декабре ЕС продлит антироссийские санкции. Освободить моряков призвали премьер Канады Джастин Трюдо и президент Франции Эммануэль Макрон, а канцлер Германии Ангела Меркель, по сообщениям западных СМИ, даже имела разговор с Владимиром Путиным о судьбе пленных, да только, по словам пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова, лишь суд (читай – Путин) будет решать судьбу моряков.
В такой ситуации может ли существовать реальный шанс на скорое возвращение военнопленных домой? Здесь можно выделить несколько ключевых факторов: во-первых, исходя из действий Кремля, можно понять, что украинские моряки для РФ не являются никакими военнопленными. По сообщениям российских правозащитников, украинских военных в СИЗО лишили формы, что является нарушением ст. 18 Женевской конвенции об обращении с военнопленными. Кроме того, сам факт содержания моряков в СИЗО также нарушает положения Женевской конвенции, где в 22 статье говорится о том, что военнопленных не следует размещать в тюремных зданиях, “за исключением особых случаев, оправдываемых интересами самих пленных”.