Арест народного депутата заложил ряд мин медленного действия, которые могут сдетонировать в политическом поле страны в будущем.
Лишение депутатского иммунитета и арест Надежды Савченко ни для кого не стали неожиданностью – массированная кампания по ее разоблачению сделала свое дело.
“КП в Украине” разбиралась, какие выводы следуют из сложившейся ситуации.
Во время парламентского обсуждения не раз звучали похвалы и пафосные дифирамбы в адрес СБУ и Генпрокуратуры – мол, предотвратили теракт и гибель невинных людей. С одной стороны, спецслужбы и правоохранительные органы за последние годы значительно повысили эффективность работы. С другой – народный депутат Сергей Мельничук предложил версию, что одной рукой спецслужбы борются с подобными угрозами, а другой – усиливают давление на инакомыслящих.
Значит ли это усиление влияния спецслужб, и “дело Савченко” развязывает им руки для дальнейшего давления на критиков власти? На первый взгляд всевыглядит именно так, и выдворение Михаила Саакашвили из страны является самым очевидным подтверждением этому. Но в тоже время, есть ограничители для чрезмерного усиления такого влияния.
Успех Украины в конфликте на Донбассе в первую очередь и всецело зависит от поддержки Запада, а там не дадут украинским властям злоупотреблятьсиловым инструментом. Если были сняты санкции с целого ряда видных функционеров Янковича, то что будет, если в Украина начнется повальная “охота на ведьм”?
Во время выступления генпрокурора Юрия Луценко в парламенте, который обещал найти и наказать главного “кукловода Савченко и Рубана”, депутаты начали скандировать – “Медведчук”. В ответ на это Луценко многозначительно заявил, что ему, как главе ГПУ, мало одних лозунгов, нужны веские доказательства вины. И это могло выглядеть как намек на то, что кума Путина уже также взяли в разработку.
Но это, скорее всего, преждевременные выводы. Более того, он реально может влиять на решение ряда вопросов по Донбассу, например, на обмен пленными и заложниками.
Последний, предновогодний обмен пленными произошел благодаря его участию в этом процессе. А то, что потом принимает контактная группа в Минске,является следствием в том числе и участия Медведчука. И выведение такой фигуры из переговорного процесса грозит возможными его осложнениями. Поэтому его и не трогают украинские власти, даже несмотря на его откровенно пророссийские заявления, за которые любой другой украинский политик уже давно бы поплатился.
Более того, участие Медведчука в переговорах подтвердил и прокомментировал сам президент совсем недавно – на своей пресс-конференции 28 февраля.
“Во время переговоров в Минске при разработке Минских соглашений состав моей команды был очень известный и Медведчука там не было. Есть гуманитарная группа, которая занимается исключительно освобождением заложников. Я буду работать с кем угодно, кто эффективно сможет вернуть хотя бы одного заложника домой, и мы пытались применить различные каналы коммуникации – от военных к церкви. Наиболее эффективным оказался Виктор Медведчук. Потому, что решение об освобождении принимает лично Путин”, – сказал Порошенко.
– Намек на Медведчука может быть инициативой самого Луценко, который помимо того что генпрокурор, еще и политик. Не думаю, что есть централизованное решение о санкциях против него – Медведчук последний канал и выход на Кремль, который украинская власть терять не хочет, – рассказал “КП” в Украине” политолог Вадим Карасев.
Во время обсуждения в парламенте лидер фракции “Самопомощь” Олег Березюк заявил, что главная цель “дела Савченко” – дискредитация любых форм мирных акций протеста. В этом заявлении нет ничего нового, так как “Самопомощь” давно перешла в оппозицию к действующему президенту и использует все возможности для того, чтобы выставить его в плохом свете.
В действительности, акции протеста дискредитируются не столько давлением на политиков, сколько медийными силами и контрпропагандой. Провал акций Михаила Саакашвили стал возможным еще задолго до его выдворения из Украины. После прорыва польско-украинской границы у него были необходимые стартовые возможности для успешной протестной кампании. Но успешно проведенная массированная контрпропаганда – Саакашвили ничего не сделал в Грузии и Украине, экс-президент Грузии – “варяг”, компромат о связях с беглыми олигархами Януковича – попали в точку и в зародыше подавили акции протеста.
Кроме этого, Савченко, согласно официальной версии обвинения, призывала не к мирным акциям протеста, а к силовому свержению власти.
Само по себе “дело Савченко” не может быть как-то продуктивно использовано во время президентской кампании. Единственное, что можно из него выжать, так это то, что украинская власть не стесняется признавать и исправлять свои же ошибки. Но поскольку явно не прослеживается причастность Порошенко к “делу” Савченко и она не составляет для него угрозы в качестве конкурента, то вряд ли возможно использование этой темы на выборах.
Гораздо ощутимее “карта Савченко” может сработать против Юлии Тимошенко, ведь Надежда прошла в парламент и дала немало голосов именно “Батькивщине”. В Раде, кстати, звучали призывы выслушать лидера фракции, которая “привела Савченко” в парламент.
Да и сама Надежда в одном из своих заявлений рассказала, что Юлия Тимошенко в 2014 году якобы ездила на Донбасс и встречалась с нынешним “главой” “ДНР” Александром Захарченко. То есть сомневаться в том, что попытки привязать Савченко к Тимошенко и дискредитировать лидера “Батькивщины” будут, не приходится.
Другой вопрос – приведут ли они к успеху. Юлия Тимошенко обладает завидным иммунитетом от компромата. В ее политической биографии есть Павел Лазаренко, попытки сотрудничества с Партией регионов, “хихиканье” с Владимиром Путиным, бывшие соратники, который перешли на строну “врага”(Андрей Портнов) и другие эпизоды. Но ей все нипочем.
– Дело Савченко может не повлиять, а смешать карты главным участникам выборов. Многие в стране считают Савченко героиней, которую незаслуженнопытаются закрыть за то, что она хотела свергнуть власть вместе с олигархами. Причем это будет независимо от того, сядет она или нет. Если посадят, значит,она была права, если нет, то ей в плюс также пойдет сама попытка посадить, – считает Вадим Карасев.
Появились предположения, что преследование Савченко также имеет целью загнать в узду народных депутатов и сделать их более сговорчивыми. Это могло бы быть так, если бы не реальные факты.
За эту каденцию парламента был принято много других решений о снятии депутатского иммунитета, как с оппозиционных депутатов, так и от провластных фракций. Например, те же Михаил Добкин и Вадим Новинский лишены депутатской неприкосновенности, но как критиковали, так и дальше критикуют власть. В отношении других парламентариев, которых лишили иммунитета, – ни одно из дел против них так и не завершено. Отсюда следует вывод, что все это делается не для попытки сделать депутатов боле сговорчивыми, а для имитации сварливости.
Home
Ukraine
Украина — на русском Политические последствия "дела Савченко": усиление спецслужб и удар по Тимошенко