После того, как Международный уголовный суд в Гааге выдал ордер на арест Владимира Путина, в Украине.
О том, зачем китайскому лидеру Си Цзиньпину был нужен визит в Москву и что по его итогам не смог получить Путин – в колонке политического обозревателя РБК-Украина Милана Лелича.
После того, как Международный уголовный суд в Гааге выдал ордер на арест Владимира Путина, в Украине задались вопросом: а не отменит ли теперь свой запланированный визит в Москву китайский лидер Си Цзиньпин.
Конечно, ни о какой отмене визита и речи быть не могло. Если бы Си не приехал под любым благовидным поводом, это поставило бы под удар всю многолетнюю геополитическую стратегию Китая: не идти „на поводу у Запада“, а продвигать собственную глобальную повестку, в основе которой – нарастающее противостояние с США.
Визит в Кремль был нужен Си именно с этой целью. И пожать руку человеку, которого цивилизованный мир считает международным преступником – лишь добавляет очков китайскому „суверенитету“.
Россия интересна Китаю в нескольких аспектах, главный из которых – экономика. В прошлом году товарооборот двух стран вырос на 30%, но при этом ассиметрично: китайский экспорт в РФ – на 13%, импорт из России – на 43%. Главный компонент российского экспорта в Китай – конечно, энергоносители. В условиях санкций КНР становится для России ключевым рынком сбыта углеводородов.
Для самого Китая, надеющегося преуспеть в долгосрочном противостоянии с США, стабильный источник энергии также необходим. При этом Пекин, в отличие от Москвы, может позволить себе никуда не спешить, чтобы не попасть в энергетическую зависимость от РФ и добиться низкой цены по контрактам. Если у „Газпрома“ на фоне европейских санкций сложилась тяжелая ситуация с экспортом и ему срочно нужны новые покупатели, то Китай может маневрировать, параллельно рассматривая альтернативные варианты, вроде поставок газа из Туркмении.
Во время визита Си это ярко проявилось в вопросе строительства нового газопровода „Сила Сибири-2“, по которому Россия будет готова поставлять дополнительные 50 млрд кубов газа ежегодно. Если Путин уверял, что „все основные параметры“ нового газопровода уже почти согласованы, то китайская сторона была гораздо более аккуратной, сводя все к „продолжению консультаций“.
В условиях ухода с российского рынка многих западных брендов, освободившееся место сразу же начали занимать китайские. Доля их машин на рынке РФ за год выросла более чем в четыре раза, до 38%.
Start
Ukraine
Украина — на русском Сырьевая колония. Как визит Си Цзиньпина в Москву закрепил зависимость России от...